Много букв на тему музыки "на злобу дня"...

Этот текст для вокалистов, вокальных педагогов и не только. Пандемия 2020 года вносит коррективы в музыкальное образование. И с этим ничего не поделать. Сегодня стали возможными дистанционные уроки,а также групповые онлайн занятия, - когда несколько учеников смотрят на учителя через экраны мониторов. Что ж - это надо принять. С этим надо жить. Стало быть, труд учителей, которые способны учить индивидуально музыке и пению, будет цениться выше среди тех, кому важны не начальные музыкальные навыки для "блеснуть в караоке", а для тех, кто хочет добиться реальных результатов.

Часто слышу, как горячо защищают "эстрадный вокал". Но очередной раз хочется подчеркнуть, что "эстрадный вокал" - исключительно советско/российское понятие. В мире не существует разделения на вокал эстрадный и академический. Есть просто ВОКАЛ. Это основа любых песенных звукоизвлечений. Научиться петь = научиться вокалу. И в Америке, и в России, и во всём мире учат тому, за что ученик способен заплатить денег. И продают ученику именно ту "высоту мастерства", на которую тот нацелен. И сегодняшнее пренебрежительное выражение "певец ртом" - результат того, что знак равенства ставится между "купить звание/название" и "достичь мастерства", а "достичь мастерства" - становится бесполезным занятием для человека с творческими амбициями, если нет денег на "купить звание/название"...
Но сейчас мне особенно хочется сказать несколько слов о том, что "покупает" сегодняшний слушатель, как это влияет на слушателя в физическом и прочих смыслах. Я не буду замахиваться на "большие кремлёвские концерты" - это крупномасштабный бизнес и в основном не про музыку. Возьмём локальные городские концерты по случаю каких-либо праздников, типа "8 марта" или "Конца битвы за урожай". Участниками таких концертов становится самодеятельность, что само по себе прекрасно. Но когда эти всевозможные "парижаночки", "хоры рублёвских красавиц", "урюпинские чувихи", "дальневосточные казаки" и прочие звёзды местной эстрады навешивают на себя ярлыки профессиональных коллективов со всеми вытекающими (типа, объявления гонораров за свои выступления), а при этом не попадают в ноты ДАЖЕ НА ФОНОГРАММЕ, это становится большим испытанием для слушателя. При этом, сам слушатель просто "ест то, что ему дают" не отдавая отчёт в разрушительном воздействии этого "творчества" на его организм. Но поверьте мне: от музыкальной "еды" тоже бывают несварения! Просто, это происходит более тонко. Настолько тонко, что человек не способен понимать - как диссонирующие звуки влияют на его слух, на его мозг.
Визги в оперных ариях, например, - это не признак мастерства, вопреки устоявшемуся сегодня мнению. Высокую ноту не надо орать - именно это свидетельствует о МАСТЕРСТВЕ вокалиста! Визги же через колебания перепонки попадаю прямо в мозг и вряд ли способны положительно влиять на него - скорее будет реакция сродни укола иголкой, рефлексивное сжатие.
А когда так называемый эстрадный "певец ртом" не попадает в ноты, то барабанные перепонки слушателя вибрируют так, словно в барабан стиральной машины неравномерно заложили бельё и она стучит о пол, а при этом рушится подшипник в барабане (простите за это сравнение, но какофония в музыке по степени раздражительного воздействия на человека - хуже не отцентрированной стиральной машины!).
Да, увы, ещё с поздне-советского времени слушатель привык к выходящим на сцену артистам, которые "рушили устои" - уничтожали Гармонию. Сначала превознесли чуть ли не до божественной величины талант другого порядка, не музыкального. Потом смирились с выходом на сцену детей этих "королей" (и пр.высоких званий) эстрады. Потом дети "королей" стали брать за свои выступления огромные гонорары. Так слушатель и привык, что круто - это быть "дочкой примы", а не уметь исполнять песню с отточенным годами репетиций мастерством. "Сиротские" ансамбли, наследники сцен от знаменитых родителей, а потом и вовсе - "певцы ртом"...
И вот, зритель и слушатель концерта уже не готов воспринимать искусство в чистом виде. Только вопли, только горькая пародия на мелизматическое исполнение зарубежных хитов, только ударения не на тех слогах, только изуродованные ради отличия голоса, сдобренное вызывающими нарядами (или вовсе отсутствием оных) и декорациями. И всё потому, что у бизнесменов от музыки в глобальном плане, а в локальном: у директоров клубов, у худруков - нет образования, а есть определённые резоны, связанные с теми, кто выходит на сегодняшние сцены. И никто не задумывается о том, что злоба и нервозное состояние, что многие болезни даже - всё это от того, что человека окружают диссонирующие звуки. Ведь музыка резонирует в организме человека, буквально во всех его органах! К чему приведут вибрации, когда они носят раздражающий характер?
Узлы на связках вокалиста - это лишь малая беда от отсутствия профессионализма у вокалиста и его педагога.
Кто из Вас помнит состояние буквально катарсиса от прекрасного музыкального исполнения? (Если у Вас это состояние было от монеточки или моргенштерна - Вам пора к психиатру!)

Об этом надо говорить. И желательно авторитетным людям, настоящим профессионалам!
(Жаль, что настоящие профессионалы, (а не те, кто купил себе звание/название) - практически не слышны).
Наша задача, тех, кто реально учился и знает о музыке не из Интернета (и не потому, что ему нужны деньги и поэтому он певец или учитель музыки) - учить и образовывать тех, кто готов и хочет. Учить добросовестно и честно! Не "втюхивать" современные методики вокального мастерства за два занятия, а объяснять разницу и повышать уровень восприятия, желаний, амбиций...
Дорогие коллеги-педагоги и дорогие вокалисты! Призываю вас к честности по отношению к себе! Давайте вернём Гармонию людям. Нельзя допустить, чтобы "певцы ртом" этим самым ртом накрыли всю нашу культуру и настоящее искусство!

С уважением к настоящим профессионалам,
педагог Scuola di canto Эльвира Ткаченко.